Для ребят арт-центра «Улей» Центра творчества детей и молодёжи имени Хаима Сутина г.п. Смиловичи пришло время попробовать себя в очных международных конкурсах художественного мастерства, а заодно определиться с выбором будущей профессии.
Воспользовавшись предложением исполнительного директора Международного союза педагогов-художников Марины Астафьевой поучаствовать в конкурсе-пленэре «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра», было принято решение о поездке лучших из лучших в столь далёкое путешествие не только с целью участия в пленэре, но и для обучения и прохождения международной стажировки. Нужно отметить, что в конкурсах, инициируемых Международным союзом педагогов-художников, наши учащиеся принимают участие не в первый раз, в том числе результативное. В 2017 году Котенёв Фёдор был награжден дипломом за участие в 1-ом Международном конкурсе детского рисунка «Мы – дети космоса».
II Международная программа «Профориентация юных художников», в рамках которой был организован пленэр, главной целью ставила популяризацию и развитие детского художественного творчества, а также художественное обучение детей.
Отбор кандидатов для поездки проводило компетентное независимое жюри из числа внештатных педагогов-искусствоведов, сотрудничающих с нашим учреждением по результатам анализа представленного творческого портфолио учащихся «Улья» за 2017/2018 учебный год. В число счастливчиков вошли: Гурская Анастасия, Волчёк Алина, Кукалева Сабина, Стыдель Василина, Лобацевич Анна, Канапацкая София, Хасеневич Юлия, Поворотная Анна, Орлова Анастасия, Карнеенко Евгений.
Ребята с волнением и трепетом ожидали предстоящую поездку. Ещё в поезде 20 апреля они обсуждали техники рисования, возможную тематику пленэра, которая будет объявлена непосредственно в день проведения конкурса.
Петербург нас встретил приветливо, хотя моросил дождь, а небо было покрыто огромными серыми облаками. Вместе с нашей делегацией для участия в пленэре прибыли делегации юных художников из Москвы, Симферополя, Ижевска, Волгограда, Владимира, Нижнего Новгорода, Челябинска, Карелии. Общее количество желающих повысить свой профессиональный уровень составило 75 человек.
Первый день начался с экскурсии в Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Если подняться на колоннаду Исаакиевского собора, можно увидеть торжественное здание – это та самая Академия Художеств, которая находится на другом берегу Невы, чуть-чуть по диагонали от собора.
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств не вынесен в отдельный комплекс, а состоит из четырёх помещений, расположенных на разных этажах и имеющих отдельные входы. Посещение музея мы начали с Парадных зал, окна которых выходят на Неву. Центральным из них является Конференц-зал, из которого можно попасть в Рафаэлевский или в Тициановский залы.
На втором этаже мы посетили «Академический музеум» – собрание картин и скульптур, выбранных в качестве образцов для изучения и копирования учащимися Академии. В основном – это прекрасные копии. Но есть и подлинники. С 1764 года в стенах этого храма учились, работали и творили классики.
Нас встретили гипсовые скульптуры флорентийских львов, охраняющих город. Мы увидели уникальную выставку архитектурных моделей зодчества города. В галерее картин ознакомились с полотнами, которые собирались еще графом Шуваловым, покупались Екатериной Великой, по многим из них как по азбуке постигали азы ученики Академии: Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Суриков, Илья Репин, Иван Крамской, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Семен Щедрин.
Далее сотрудники Академии провели круглый стол с участниками пленэра по вопросам поступления и обучения.
Второй день в Питере начался с посещения Эрмитажа – одного из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. Посещение Эрмитажа, безусловно, стало самым желанным пунктом программы визита в Санкт-Петербург. /p>
Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей свыше трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Основная коллекция музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы в центре Санкт-Петербурга, главное из которых – Зимний дворец. Начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения».
Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур.
На первом этаже нас ожидали египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.
Затем по Иорданской лестнице мы поднялись в Фельдмаршальский зал и завернули в портретную галерею Романовых. Далее – Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX - начала ХХ веков».
В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, мы поднялись наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно – порядка 250 полотен французских импрессионистов.
Затем мы прошлись по царским залам для торжественных приемов – Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу и. наконец, дошли до легендарных работ: «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко.
В заключение мы спустились в залы греческого и римского искусства.
Гуляя по залам Эрмитажа, ребята смогли полюбоваться мировыми шедеврами и подготовиться к предстоящему пленэру.
После обеда на Марсовом поле было объявлено две пленэрные темы: «Нарядное убранство северной столицы» и «Облака над Санкт-Петербургом». Свобода выбора места для рисования, материала, техники – всё для полного раскрытия своих задумок и, конечно, способностей. Для юных художников не явилась проблемой и погода, всего 4 градуса тепла и ветер. А ведь это не очень комфортные условия для рисования. Всего 1 час и 50 минут на воплощение своей идеи. Волнение и желание показать всё, на что ты способен. И только когда все переживания позади, а работы отданы жюри – можно насладиться Невским проспектом, полюбоваться архитектурой Растрелли и окунуться в атмосферу Петербурга творческого и мистического, с его соборами, улочками и непередаваемой атмосферой свободы и вдохновения.
Третий день подарил участникам пленэра экскурсию по знаменитому во всём мире Русскому музею.
Музей понравился не только экспонатами, но и интерьером. Расписные потолки, сквозные залы и элегантное убранство в дворцовом стиле.
Шедевры русских мастеров унесли нас в особый мир. Поразительно – сколько вмещает этот музей! Прекрасные картины Репина, Крамского, Брюллова, Куинджи, Сурикова, Айвазовского, Шишкина, Васнецова, Поленова, Маковского и много-много других.
Возле Айвазовского наши ребята находились более минут 20... Релаксировали, удивлялись многообразию оттенков красок и изучали их.
Приятно поразила коллекция икон. Необычных старинных... Было ощущение, что мы находимся в храме…
А как приятно и интересно было прогуляться затем по Михайловскому саду!
Вторая половина третьего дня была ознаменована ещё одним пленэром на набережной реки Мойки. Удивительный солнечный день, каких бывает очень мало, со слов коренных жителей, предоставил возможность всем участникам конкурса увидеть город во всей красе. Было приятно, когда подходили просто незнакомые люди и с восторгом отзывались только лишь о набросках работ.
В завершение дня для всех желающих был организован детский образовательный квест по городу. Ребята узнали много информации о достопримечательностях и особенностях города на Неве.
Например, никто не смог ответить на вопрос: «Какой дорожный знак есть только в Петербурге, но которого нет больше нигде во всём мире?»
И только после рассказа экскурсовода мы узнали, что это знак «Осторожно, коты!»
Действительно, в Эрмитаже работают коты! Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну, а Екатерина II подарила животным официальный статус – «охранники картинных галерей».
Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты – настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А ежегодно 1 марта всем желающим раздают родившихся котят.
Следующий день был ознаменован важными и очень серьёзными событиями, главное из которых – церемония закрытия пленэра и награждение победителей.
Но в начале – наша делегация приняла участие в круглом столе, который был организован сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена, а именно, факультетом изобразительного искусства, в ходе проведения которого была представлена структура и деятельность данного учреждения образования, а также явилось актуальным обсуждение вопросов поступления и обучения. Среди наших ребят трое изъявили желание продолжить обучение в данном учреждении образования. Но для этого необходимо, конечно, приложить максимум усилий. Нас провели по учебным и творческим мастерским: литографии, керамики, скульптуры, дизайна, графики… Бесценным оказалось непосредственное общение с педагогами и студентами.
Всё ближе момент подведения результатов. Сами того не заметив, мы подошли к следующему пункту нашего пребывания – экскурсии в Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица, Именно там, в Зале Совета, состоялась профориентированная встреча-беседа представителей Академии и 75 школьников и педагогов-художников из разных регионов России и Беларуси и сама церемония награждения.
И.о. ректора Кислицына А.Н. и творческий руководитель академии, заслуженный художник России Талащук А.Ю. приветствовали участников программы и рассказали об уникальности Академии, ее традициях, а также пожелали успехов в дальнейшем творческом пути ребят.
Честно говоря, мы совсем не надеялись на большие победы. Ведь здесь собрались учащиеся художественных школ, школ искусств, профильных классов общеобразовательных школ, а также художественных училищ и колледжей. А наши ребята – всего лишь начинают своё художественное образование. И вместе с тем неожиданно прозвучали слова: «Диплом победителя вручается Гурской Анастасии!» Гордость, радость, сопричастность и много других чувств смешалось вместе.
Все остальные ребята получили сертификаты о прохождении международной стажировки, включившей в себя пленэрную практику, мастер-классы, культурно-экскурсионную искусствоведческую программу, а также дипломы участников.
Оставался ещё один день – день посещения Петергофа. И именно он оставил в сердцах ребят самые яркие впечатления, которые они уже сейчас стараются выразить в своих художественных работах. О нем не надо писать, его надо увидеть своими глазами.
Не передать словами красоту этого места: каскады фонтанов, потрясающий парк с белочками. Плюс ко всему этому – набережная Финского залива. Роскошь дворцов, пространство парков – сплошное великолепие! Действительно, мы чувствовали себя царственными особами и, как будто, окунулись в загадочное историческое прошлое.
Даже сегодня, спустя неделю, эмоции зашкаливают, чувства переполняют, хочется ещё раз вернуться, чтобы снова и снова наслаждаться величием и неотразимостью Петергофа.
Ко Дню защиты детей в Центре будет подготовлена выставка творческих работ участников «Улья» по итогам образовательной поездки в Санкт-Петербург. Но главный итог – ребята смогли увидеть в процессе творчества своих сверстников из других регионов, пообщаться с ними, в некоторой мере оценить свои способности и самостоятельно поставить конкретные цели для своего дальнейшего развития. Для многих – открылись горизонты для совершенствования и профессионального выбора.
Педагоги, учащиеся и их родители выражают огромную благодарность Председателю Правления ОАО Белгазпромбанк Виктору Дмитриевичу Бабарико за финансовую помощь в организации поездки.
Мы уверены, что для ребят это путешествие явилось очередной ступенькой в их творческом становлении и они будут радовать нас очередными своими успехами и достижениями.
Директор Центра творчества детей и молодёжи имени Хаима Сутина г.п. Смиловичи Алла Лавринович
Фото Натальи Стыдель
Музей «Пространство Хаима Сутина» основан
в 2008 году по инициативе Национальной
комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.
Идея создания музея: Владимир Счастный.
Концепция: Надежда Усова, Владимир Счастный.