Главной достопримечательностью, контрастирующей с деревянными домиками Смиловичи, был старинный дворец и парк, которым владели на протяжении столетия несколько именитых польско-белорусских шляхетских родов: Огинские-Манюшко-Ваньковичи.

В 17 веке Смиловичи были собственностью воеводы, канцлера Великого Княжества Литовского Марциана Александра Огинского (1730-1800). Архитектурной доминантой, возвышавшейся над смиловичскими домишками еще в 1920 годы, был костёл миссионеров, построенный на средства Марцилианы Огинской в 1791 году и богато украшенный гетманом Михаилом Казимиром Огинским.

В 1868 году он переосвящен в православную приходскую Свято-Троицкую церковь, но из-за отсутствия государственной поддержки и бедности, малочисленностью прихожан, он пришел в запустение.

Имение некоторое время принадлежало деду известного польского композитора Станислава Манюшко, имевшему пять сыновей. После внезапной смерти старшего Казимира, имение перешло к младшему – камер-юнкеру императорского двора и кандидату филологии, художнику-любителю и ценителю живописи – Александру Манюшко, дяде композитора. Да и сам знаменитый Станислав несколько раз бывал здесь и, по легенде, даже написал здесь оперу «Страшный двор».

Александр Манюшко начал строительство готического замка, но не успел окончить его. После его смерти имение досталось в приданое его дочери Паулине Манюшко, которая стала женой Леона Ваньковича и родила ему трех сыновей: Павла Эдварда 1862г., Леонида Доминика 1872г. и Анджея, умершего 15-летним. Леон Доминик в 1897 году женился на графине Стефании Густавовне, урожденной Броэр-Пляттер (1873-1956).

Ваньковичи – последние владельцы усадьбы – были бездетными. Леон Ванькович был очень практичным, дельным и энергичным человеком. Он был избран членом Минской губернской опеки над детскими приютами, депутатом Игуменского повета при предводителе дворянства Минской губернии. Имение при нем расцвело и приносило неплохой доход – 3000 рублей серебром. Не даром его избрали казначеем «Совета взаимной помощи рода дворян Ваньковичей», созданном для финансовой поддержке представителей рода в 1903 году.

Именно Леон Ванькович достроил старый замок и соединил его с новым дворцом, привел в порядок парк. Особняк Ваньковичей – роскошное здание над рекой Волмой – с зимним садом, бильярдной, залом охотничьих трофеев, столовой с фамильным серебром, портретной с картинами известных белорусских и польских мастеров – поражал воображение многочисленных гостей хозяев и смиловчан. Ваньковичи были не чужды искусству: Валентий Ванькович (1800-1842) – представитель калюжицкой лилии рода – был известным живописцем.

Дворец издавна был насыщен замечательными произведениями искусства, среди которых до 1919 года красовался шедевр белорусского романтизма – знаменитая картина В.Ваньковича «Адам Мицкевич на горе Аю-Даг».

По воспоминания племянницы Сутина Н.Ферапонтовой, идущим от рассказов родни, Сутин часто рисовал на улицах местечка и в парке, устроившись под ивами. Хозяин смиловичской усадьбы Леон Ванькович заинтересовался подростком и дал ему денег на краски и кисти.

Упадок дворца начался уже в 1914 году, с началом Первой Мировой войны, когда его разграбили немецкие войска. После 1919 года, когда его владельцы Леон и Стефания бежали из Смилович в Польшу от красного террора, дворец окончательно пришел в упадок. Сохранить удалось немногое, в том числе и знаменитую картину Ваньковича, вывезенную хозяевами в Варшаву и сейчас находящуюся в Национальном музее в Варшаве. Строения дворцового комплекса постепенно приходили в запустение. Сегодня часть усадебного дома представляет собой романтическую руину среди не менее заброшенного парка, а ведь 20 лет назад в ней еще жили люди…

 

Много интересной информации из этого этапа жизни вы можете узнать в музее «Пространство Хаима Сутина» в Смиловичах.

Последнее изменение 03 Авг

Оцените материал
(6 голосов)
Другие материалы в этой категории: Семья Сутина »

Полезные материалы

Комментарии

О нас

Музей «Пространство Хаима Сутина» основан
в 2008 году по инициативе Национальной
комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.

Идея создания музея: Владимир Счастный.
Концепция: Надежда Усова, Владимир Счастный.