Эмоциональность, образность и большое мастерство – так можно обозначить творчество талантливого белорусского художника Анатолия Александровича. Коллеги-художники с восхищением называют его белорусским Рембрандтом.
Анатолий Александрович работал в области станковой графики, в технике офорта. Его графические работы представлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и на малой родине художника, в Дзержинске.
Работы Анатолия Александровича живут на страницах книг Я. Купалы, Я. Коласа, К. Крапивы, В. Короткевича, И. Шемякина и других авторов.
При жизни Анатолий Вячеславович не проводил персональных выставок. И поэтому особенно приятно, что Центр творчества детей и молодёжи имени Хаима Сутина г.п. Смиловичи стал одним из первых, кто принял решение о создании небольшого виртуального музея, посвящённого творчеству Анатолия Александровича. Именно творчество этого замечательного белорусского художника откроет информационный цикл вкладки «Современные белорусские художники» на сайте «Хаим Сутин» как логическое продолжение кропотливой и так необходимой работы по художественному просвещению детей и взрослых.
Родился Анатолий в городе Дзержинске, там же окончил начальную школу. Родители его, люди высокой внутренней культуры, уделяя внимание эстетическому развитию своих детей, отдали Анатолия в музыкальную студию учиться играть на кларнете.
Но, по-видимому, судьбой ему была уготовлена другая участь – пойти по дороге не музыкального, а изобразительного искусства. Однажды он услышал, что где-то в Минске есть школа, где учат будущих художников. Почувствовал острое желание там учиться. Родители сомневались в целесообразности желания сына стать художником. Вопреки всему, Анатолий был одержим стремлением учиться именно там. Упросив родителей, он упорно готовился к экзаменам под руководством местного художника.
Наконец, Анатолий Александрович был принят в Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству (теперь это «Гимназия-колледж искусств имени И.Ахремчика»). Проучившись несколько лет в школе, поступил в Государственное художественное училище на педагогическое отделение. Постепенно его талант развивался всё больше и больше.
Анатолий работал в разных жанрах графического искусства плодотворно и самоотверженно. Его графика – это невероятно четкая линия и искусный штрих, развернутая галерея многогранных глубоких образов: от сильного драматизма, которым пропитаны, например, графические серии «Великой Отечественной», «Старой Рудицы» к трогательной сердцу лирике, что воплощено в листах «Купальский рассвет», «Нарочанская русалка» и других. Изящество штриха соединяется в каждом листе с экспрессией, которая обусловлена сильным темпераментом художника.
В сфере художественного образования педагог нередко является творческой личностью, передавая своим ученикам не только знания, но и восхищение профессией. Анатолию Александровичу посчастливилось на замечательных учителей, среди которых с особым уважением он называл Петра Свентоховского, Вячеслава Тюрина. Говорил, что они – педагоги от Бога.
Поступив в Белорусский государственный театрально-художественный институт, он сразу попал в мастерскую известного белорусского графика Василия Шаранговича, о котором всегда говорил с большой благодарностью, так как встреча с этим человеком окончательно определила творческую судьбу Анатолия.
Работал Анатолий неистово. Искусствоведы единодушно называли его авангардистом. И не случайно. Интересные эксперименты Анатолия с техникой, образно-композиционным языком нарушали всякие каноны социалистического реализма.
Довольно рано Александрович сформировал свой неповторимый творческий почерк. В творчестве он был не только индивидуальностью, но и индивидуалистом. Никогда не включался в деятельность разнообразных обществ, ни на кого не оглядываясь, шел своим, только ему одному известным, путем.
В жизни Анатолий был человеком легким, чрезвычайно доброжелательным. И очень скромным. Не любил публичности. Его привлекала тишина мастерской, контакт с природой. Он очень любил путешествовать по белорусским лесам и озерам на велосипеде. Объездив много красивых мест, Анатолий говорил, что красота нашей природы строится на нюансах. Такая особенность, как полумрак, например, создает неповторимую гамму оттенков, которые обогащаются переливами света и меняются каждую минуту.
Природа подсказывала образы. Однажды на берегу лесного озера, увидев старую, заросшую мхом лодку, через которую проросло уже высокое дерево, Анатолий сказал, что это своеобразное эхо прошлого. Этот эпизод дал начало целой серии исторических набросков.
Оказавшись вечером в густой лесной чаще Налибокской пущи, когда уже начало смеркаться, он услышал вдруг какой-то мистический звук, будто бы стонет нечистая сила. Недаром белорусы испокон веков верили во всяких лесных существ. Сама природа, наверное, этому способствовала. Испуганно и шумно взлетел откуда-то из переплетения веток черный ворон. Стало вдруг некомфортно. Прислушался… В скором времени стало ясно, что это заскрипело вековое дерево. Только и всего. Но образ такого леса и эту мистическую атмосферу Анатолий после воплотил в своем листе по произведениям Адама Мицкевича.
И еще. Если мы внимательно посмотрим на графику Анатолия, то увидим там переплетение изящных штрихов, тонкие линии, проявляющиеся словно сквозь утренний аромат. Может создаться впечатление, что автор - человек необыкновенный!
Однако в жизни это был чрезвычайно крепкий человек, как физически, так и морально. Прочно стоял на ногах, поддерживая семью, друзей, родных. Недаром одним из его увлечений была верховая езда. Умел держать спину и всегда быть на коне.
Мать Анатоля, по професии фармацевт, прекрасно рисовала, вышивала и вязала красивейшие изделия с придуманным ею самою орнаментом. Способности и художественную культуру передала детям. Его младшие сестры хорошо рисовали с детства. Вот и Анатолию достался ген искусства.
Надо сказать, что при жизни Анатолий не делал персональных выставок, хотя возможность такая была. Видимо, был убежден, что главные произведения еще впереди. В последние годы он находился в состоянии раздумья о назначении художника в современной жизни, переосмысливал свои творческие позиции. Намеревался снова вернуться к созданию масштабных графических листов. Собирал материал. Замысел был такой – рассказывать о впечатлениях и событиях собственной жизни образно-изобразительной языком.
Анатолий Вячеславович предполагал создать серию листов о своих путешествиях по берегам Белого моря, куда когда-то, в мрачные тридцатые годы прошлого века, была сослана семья его деда Ивана Жидовича. Планировал создать ряд произведений на историческую тематику. Говорил, что в зрелом возрасте приходит мудрость и поэтому многое в жизни видится глубже и четче. Делал наброски для новой серии работ, зарисовки, даже доски для офортов подготовил. Не успел. Из жизни ушел неожиданно, стремительно и быстро.
Выставка произведений Анатолия Александровича, что экспонировалась в начале 2018 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь, стала первой персональной выставкой его произведений. Организаторами выставки явились Министерство культуры Республики Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Государственный литературный музей Янки Купалы, Государственный литературный музей Якуба Коласа, Белорусская конфедерация творческих союзов. В экспозицию вошли и листы из семейного архива. Всего восемьдесят произведений.
Значительное место в экспозиции выставки занимали произведения из серии «Великой Отечественной». Это основательная серия графических листов стала результатом долгой работы. Автор изобразил тему четко и сильно, передав трагизм военного времени и идею народной памяти, которую нужно нести через поколения. Свои офорты Анатолий печатал всегда сам на собственном офортном станке. Применял авторские методы печати, известные только ему одному. В листах из серии «Великой Отечественной» он использовал экспериментальную технику, соединив в одном листе высокую и глубокую печать. Так он достиг необычных световых эффектов, придав произведениям уникальную выразительность. Повторить такой способ печати очень сложно.
Обращает на себя внимание еще одна серия работ Анатолия Александровича – на военную тематику под названием «Старая Рудица». Дело в том, что Старая Рудица – это небольшая деревня под Дзержинском, малая Родина его деда по отцу, деревенского кузнеца Ивана Александровича. Во время Великой Отечественной войны деревню постигла судьба Хатыни. Среди погибших был и Иван Александрович. Офорты, выполненные в черно-белых тонах, рассказывают о человеческом мужестве.
Классическими в творчестве Александровича считаются его листы, посвященные белорусскому первопечатнику Франциску Скорине. Много усилий Анатолий посвятил иллюстрированию книг, поэтому личность Франциска Скорины была для него чрезвычайно интересной. В одном из листов «Франциск Скорина. Прага» автор снова нарушил привычные представления о технике офорта, соединив в одном листе линорит и офорт из цинка. Создать, а затем напечатать такое произведение было непросто, так как очень уж значительными были различия в изобразительном языке и способе печати. А результат впечатляет!
В экспозиции выставки был представлен еще один уникальный лист с интересной историей создания. Это офорт, посвящённый произведениям Адама Мицкевича. Творчество этого поэта Анатолий очень любил, читал его по-польски в оригинале. Задумав создать графический лист по произведениям Мицкевича, Александрович решил ввести в образ строки из баллады «Свитязь», но не на польском, а на белорусском языке. Переложить поэзию – дело сложное, так как здесь нужно обладать литературным мастерством. Решил обратиться к Кондрату Крапиве, с которым у него были всегда очень хорошие отношения. Кстати, Кондрат Крапива постоянно интересовался творчеством Анатолия, расспрашивал, над чем он работает и радовался его творческим успехам, поэтому охотно согласился перевести отрывок из баллады. Перевод этот нигде не напечатан и существует в форме строк текста только в работе Анатолия.
Начиналась же экспозиция единственной живописной работой Александровича. Это легкий и романтический натюрморт «Лето». В нем отражена большая радость жизни. Это про Анатолия. Именно таким был и он сам. «Художник должен любить людей, любить жизнь», - это был его творческий девиз и жизненные кредо.